Ансамбль Шейхантаур

День уже клонился к вечеру, когда я отправился искать ансамбль Шейхантаур. Так уже сложилось, что исторический памятник со всех сторон окружен высокими административными и офисными зданиями. Поэтому, я много слышал о нём, но никогда ранее не видел своими глазами.

Ориентиром служило здание Исламской академии на тенистой улице Абдуллы Кадыры. Охранник у ворот института объяснил мне дорогу. Нужно было пройти ещё два здания дальше по улице и свернуть в переулок. Найти шлагбаум и свернуть в следующий за ним переулок. Правда последняя улочка заканчивалась высокой металлической оградой. Справа от ограды обнаружил вход на территорию ансамбля Шейхантаур. В контексте окружения, зелёная аллея выглядела оазисом в пустыне, где вместо барханов – высокие здания.

Суфийский шейх

Территорию комплекса Шейхантаур в стародавние времена занимало кладбище, где покоились правители города и знать. В современном состоянии комплекса сохранились только три мавзолея. О двух будет повествование ниже. Третий – мавзолей Юнуса, хана Моголистана располагается дальше, во внутреннем дворе Исламской академии, т.е. теперь отделён стенами от ансамбля.

Традиция зиёрата (паломничества) к могилам святых, согласно найденным источникам1, связан с течением в исламском религии под наименованием – суфизм.

Шейх Ховенди ат-Тахур (годы жизни и служения XIII век – 1355 год) получил разносторнее образование и стал последователем учения суфия Ахмада Ясавий. В годы своих путешествий по Мавераннахру, ат-Тахур занимался просвещением, проповедью и заботой о нуждающихся.

В преклонных годах, ат-Тахур остался в Ташкенте и завещал похоронить себя в живописном месте. У источника, в саду древних сауров, которые по преданию, были посажены ещё во времена правления Александра Македонского в Согдиане.

Одно из этих деревьев сохранилось до наших дней и стоит у надгробия суфийского святого внутри мавзолея.

Турист в городе

Зелёные и чистые аллеи и ощущение причастности к древней истории и культуре. На территории ансамбля очень тихо и спокойно. Здесь не слышно шума оживлённой трассы по улице Алишера Навои. Посетители тоже ведут себя тихо. У входа в мавзолей нужно снять обувь. Внутри по всему полу постелили мягкий ковролан. Стоят стулья и кресла для удобства паломников.

В широком смысле, все посетители – туристы, но только часть из них – паломники. Молодой парень заходит и садится напротив ниши, которая отличается от остальных стен помещения. Догадываюсь, что это михраб, ниша указывает направление на запад, где географически находится город Мекка. Парень открывает текст на смарфоне и негромко читает. Выхожу из помещения, чтобы не помешать своим присутствием.

Посещение мест религиозного значения не обязательно связано с отправлением религиозного культа. Туристы знакомятся с историей, культурой, архитектурой, природными пейзажами и могут и не исповедовать религии, с которой связано культовое место.

Паломники тоже могут ценить туристическую ценность места. Но первоочередное значение для них имеет участие в религиозном обряде2.

Я всего лишь турист, пусть и в своём городе. Ищу ракурсы для фотографии, раскрываю штатив, делаю ещё фото, опять собираю штатив. Темнеет.

Ласточка на юрте

Очень необычно видеть купол-шатёр на здании мавзолея Толе би. Ассоциации с юртами степняков кочевников здесь не случайна. Частичка великой степи в Ташкенте, как дань уважения казахскому происхождению правителя Ташкента середины XIX века.

История имени Калдиргочбия связана с временем нашествия джунгар. Население в страхе покидало насиженные места и разбирало свои юрты. Толе би отказался последовать малодушному окружению, мотивировав свой поступок тем, что на крыше его юрты свела гнездо ласточка (qaldirg`och – с узбекского “ласточка”). За этот находчивый ответ предводитель джунгарского войска воскликнул: “Он поистине святой человек!” и не принёс никакого вреда ни самому Калдиргочбию, ни его близким3.

Вместо заключения

Туристические туры по стране нередко учитывают посещение Ташкента с позиции транзита: прибытие в столицу, отбытие в исторические города шёлкового пути Самарканд, Бухару или Хиву.

Ташкент в современном обличие поражает широтой проспектов и высокими зданиями нового века. У города есть свой исторический облик. Увидеть его с другой стороны можно порой случайно, заглянув за переулок. Или найти целенаправленно, чтобы увидеть всё своими глазами.

Использованная литература:

1Ислам. Энциклопедический словарь (отв.ред. Прозоров С.М.), 1991 – см. определение “Мазар”.

2Муминов Ж.К. Актуальные направления развития паломнического туризма в Узбекистане, ВКР по направлению 100400 «Туризм», СПбГУ, 2019

3Презентация “Великие бии казахской эпохи” (9 класс).