Велотема
Зачем возвращаться на тоже место, где был месяц назад? Чувство недосказанности. И такое бывает.
Сонные дни после праздника именно такими и выглядят воочию. Здесь, в Нурафшане, полупустые магистрали, пешеходов не видать. После поворота на дорогу среди полей и теплиц, оживления не замечаю. Редкие легковые авто, несколько собак лениво провожают. Стал замечать за собой, что средняя скорость вовсе не обещанные 30 км/ч. Долгий и нудный подъём. Вот скоро будет финальный рывок перед указателем, что покидаю Уртачирчикский, вступаю в Ахангаранский район. А что за ним? Пейзажи сменятся. С высоты проложенной дороги, холмы в тумане, цеха, небольшие промышленные предприятия, первые многоэтажки вдоль дороги.
Потом был поворот к трассе, с высоты её расположения и сквозь туман видно и сам город и отдалённые промышленные силуэты цементного завода.
Ахангаран в отличие от Нурафшана создаёт впечатление уютного обжитого городка. Конечно, большей частью наблюдаю его фасад. То и дело замечаю, как позади многоэтажек вдоль трассы, расположена типичная частная застройка. Много кафе, ресторанов, гостиниц и хостелов. Отобедал в кафе под названием “Мажнунтол” (хотя и переводится как “Плакучая ива”, но к фильму “Бриллиантовая рука” не относится). Понравилось, что работники сами предложили завести велосипед внутрь помещения, опасаться за сохранность не пришлось.
Воздух в Ахангаране был по моим ощущениям довольно чистый и свежий. Не в пример столице.
Пятничная мечеть. Ахангаранская трасса. Fuji X-E3, xf 16/2.8
Добираться до Ахангарана дорогой через Нурафшан возможно даже быстрее по причине рельефа этой местности. Дорога с Куйлюка – небольшой ровный спуск, сельская дорога из Нурафшана – относительно ровный подъём. Есть парочка холмов до трассы, но перепады местных высот не идут ни в какое сравнение с крутыми горками Ахангаранского шоссе. Значит обратно с ветерком.
На всём пути из этих 140 километров дорога вполне хорошая, могу порекомендовать для шоссейных колёс. Лёгкие конти 700×32 размера – оказались хорошим выбором. Меньше уставал чем с гравийными антипроколами, легче в горку ехать. Были опасения о проколоустойчивости. Со страху аж две запаски взял. Но ничего, в этот раз без происшествий.
И нашлась ещё одна веская причина проехать обратную дорогу по шоссе.
Спуски-подъёмы. Посёлок Болгали. Fuji X-E3, Индустар-50
Мавзолей
Чуть поодаль от посёлка Болгали, вдоль от дороги из Ахангарана в Ташкент, есть мазар. Он окружён кирпичными стенами, а неподалёку от арки входа ещё ведётся строительство. Планы на 2024 следующие: построить археологический музей, небольшую гостиницу. Автомобили останавливаются, люди выходят оставляют пожертвования в ящик у дороги.
На территории мазара расположен мавзолей чтимого богослова. Здание новое, построено в 2006-2008 годах. Имя покоящегося здесь шейха Шоабдумалик ота или Шодмалик ота.
Шейх Шодмалик ота был последователем знаменитого туркестанского суфия Ахмада Яссави.
Шодмалик ота проживал в конце 11 – начале 13 веков. Основы суфийского образования получил в Бухарском медресе. Там же познавал учение Юсуфа Хамадани, в совершенстве выучил арабский и персидский языки. Впоследствии сам преподавал философию, логику и минералогию в медресе Бухары и Илака. Из среды его учеников вышло много знаменитых богословов и просветителей.

Подобно учителю Ахмаду Яссави, шейх Шодмалик ота в возрасте 63 лет удалился в подземные кельи, углубился в изучении писаний.
На территории мазара расположено подземелье, которое было объектом почитания у местных жителей многие столетия назад. На подземном уровне расположены 4 кельи, где расположены 6 захоронений. В ходе археологических раскопок на территории мазара были найдены следы древнего городища 10-11 веков. Находки этих мест включают: осколки древней керамики, жжёного кирпича, медные и серебряные монеты.